Достаточно ли у вас знаний, чтобы браться за ДипИФР?

Как-то раз повстречался мне на курсах ДипИФР один всесторонне развитый слушатель, на тот момент работавший юристом, а в анамнезе – финансист. Не повернулся у меня тогда язык спросить, каким образом он смог подтвердить достаточность своего бухгалтерского опыта для сдачи ДипИФР, да только этот «бухгалтер» вообще не разбирался… в проводках. В смысле, про дебеты-кредиты он, конечно, слышал, да только применять их не умел.

На мои толкования каких-либо ДипИФРовских тонкостей на языке проводок, которые остальные слушатели воспринимали, удовлетворённо кивая, он взирал с круглыми от ужаса глазами. Поэтому на перерывах мне с ним всё же пришлось выработать общую систему координат для случаев, где без проводок почти никак.

Актив вырос? – спрашивал я, склоняясь с ним над задачей.
− Вырос, — кивал он.
− Рост актива это хорошо?
− В общем и целом – да, — осторожничал он.
− Вот «хорошо» в этом случае — это доход. Если бы актив снизился, было бы «плохо» — расход. Резонно?

Вот так, «на пальцах», на уровне «что такое хорошо и что такое плохо» мы пробирались сквозь ДипИФРовские дебри. Шло это всё, конечно, со скрипом.

И знаете что? Он сдал экзамен. Много больше, чем на 50 баллов. С первого раза.

Случай этот, произошедший лет 6 назад, укрепил меня в мысли, что сдать ДипИФР под силу каждому. Главное, чтобы процесс подготовки был организован технологично, чтобы мотивированный слушатель выделил достаточно своего времени для самостоятельной работы, и чтобы преподаватель был рядом, когда возникают вопросы. После получения диплома было уже неважно, что когда-то глаза нашего героя округлялись от ужаса.

Я нередко вижу такие круглые от ужаса глаза на первых занятиях. Чаще всего это объясняется недостаточным уровнем пред-ДипИФРовской подготовки соискателя. И чаще всего проблема исчезает в процессе подготовки. У нас для этого есть специальные задачи, цель которых – «выровнять» уровень слушателей, постепенно доводя его до желаемого. Ведь как можно научиться кататься на велосипеде? Катаясь на велосипеде. Как обрести достаточные для ДипИФР навыки? Решая ДипИФРовские задачи. Я талдычу эту мантру с упорством заправского попугая, задавая эти специальные задачи слушателям в конце каждого лекционного дня в качестве домашней работы.

А может синдрома «круглых от ужаса глаз» можно избежать вовсе?

Можно. Сегодня я хочу сделать пару шагов в этом направлении: познакомить вас с нашей «иерархией пред-ДипИФРовских навыков», и предложить тест, который позволит эти навыки оценить.

Но прежде позвольте немного общеизвестной нудятины, которую – при всей банальности – очень важно не упустить из виду. Диплом ДипИФР совершенно не случайно позиционируется АССА как диплом для уже сложившихся специалистов в национальном учёте. Отсюда и требования минимального опыта или членства в национальных профессиональных ассоциациях вроде ИПБ. За этими формальными требованиями скрываются очень прагматичные соображения. Экзамен ДипИФР проверяет не какой-то «участок» МСФО (вроде учёта основных средств или работы с подотчётниками), а понимание МСФО как целостной системы финансовой отчётности. Которая, по замыслу Совета по МСФО, в недалёком будущем должна прийти на смену всем разрозненным национальным системам финансовой отчётности. Эдакий переходный диплом: твёрдо стоящему на ногах специалисту в бухгалтерском учёте рассказывают о другой (по замыслу создателей – лучшей) жизни.

Подытоживаю: ДипИФР – это квалификация довольно высокого уровня. Что из этого следует? В идеале от вас требуется, чтобы ещё до начала занятий вы видели отчётность как… отчётность. То есть именно как разноуровневую финансовую информацию.

Звучит слишком абстрактно? Давайте конкретизируем.

Желательные пред-ДипИФРовские бухгалтерские навыки можно разделить на три уровня, каждый последующий из которых вбирает в себя предыдущий. Картинка лучше тысяч слов, поэтому изобразим эти уровни такой вот симпатичной пирамидкой:

Навыки ДипИФР

А теперь приглядимся к каждому уровню по отдельности, потому что каждый уровень нашей иерархии символизирует разную степень владения материалом.

Уровень 1: Понимание дебетов-кредитов

Стоит ли говорить, что этот «инь-янь» бухгалтерского учёта вам на ДипИФР существенно поможет? Основа основ, как-никак.

Что именно от вас требуется ещё до начала подготовки? Вы должны уметь причислить любой объект к одному из пяти элементов отчётности: активам, обязательствам, капиталу, доходам или расходам. Например: выручка – это доход, а товары – это актив. И знать вам нужно прописные истины, вроде такой: увеличение активов и расходов записывается по дебету, а увеличение обязательств, капитала и доходов – по кредиту.

Кроме того, желательно помнить, что «одноногих» проводок не бывает. То есть, что для каждого дебета есть свой кредит, и наоборот. Ой, только не надо презрительно хмыкать!

При всей кажущейся беспроблемности этого уровня есть здесь небольшой подводный камень. Надеюсь, что камешек: в МСФО нет стандартного плана счетов, и дебеты-кредиты нужно «видеть» именно на уровне сущности. Не счёт 90-1, а выручка. А выручка – это не просто радость, а элемент отчётности под названием доход. А увеличение дохода записывается по кредиту. Что ж, так и запишем: Кт Выручка.

Можно ли начать готовиться к ДипИФР, не совсем владея темой проводок? Теоретически – да, о чём свидетельствует герой из примера в начале нашей статьи. Просто тогда этот навык придётся развивать в процессе обучения, что подтверждает он же.

Уровень 2: Понимание основных циклов проводок

Это уже посерьёзнее. Не отдельные проводки, а последовательность проводок, сопровождающая регулярные процессы компании. То есть это умение отследить влияние стандартных операций компании на группу взаимосвязанных счетов. Что же тут желательно прощупать ещё до начала занятий?

Цикл продаж

При продаже образуется выручка (доход) и дебиторская задолженность (актив). Одновременно с этим, если речь идёт о продаже товара, списываются запасы (актив) в себестоимость продаж (расход). Потом, при оплате счетов покупателем, идёт превращение дебиторской задолженности (актив) в деньги (другой актив). Понятно, что всё это не словами и не красками нужно описывать, а проводками.

А можете вы ответить себе, как учитываются возвраты? А штрафы за просроченные платежи? А выручка от оказания услуг? А продажи за наличный расчёт? А как списывать просроченную дебиторскую задолженность, шансы на погашение которой близки к нулю?

Цикл закупок

При закупках товаров, например, для перепродажи, образуются запасы (актив), и, одновременно, кредиторская задолженность (обязательство). Потом кредиторская задолженность (обязательство) погашается за счёт уменьшения баланса денежных средств (актива). Всё?

Куда там! Опять же, задайтесь вопросом: а как учитываются возвраты? А закупки за наличный расчёт? А приобретение услуг в кредит? А ещё лучше, не просто задайтесь этими вопросами, а найдите на них ответы. До начала занятий, пожалуйста.

Учёт основных средств

Основное средство – объект долгоживущий. Он формируется, потом амортизируется, может даже модифицироваться (модернизироваться, например) и, в конце концов, выбывает. Вы знаете, как выглядят проводки на каждом из этих этапов?

Зачем это нужно для начала занятий по ДипИФР? Вы не поверите, но МСФОшные компании тоже закупают, продают, возятся с основными средствами. Жизнь-то такая же, как и в не-МСФОшных компаниях. Зеркало, отражающее эту жизнь – бухучёт то есть – несколько другое. А логика событий такая же. Поэтому эту логику надо бы освоить ещё до курсов.

Можно ли отправляться на курсы ДипИФР, не зная таких подробностей? Конечно. Только тогда придётся… да, вы угадали! Придётся тратить на занятия больше времени, чтобы «подтянуть» свою бухгалтерию. То есть вместо усилий на освоение МСФО, вы будете тратить время на отработку базового учёта.

Уровень 3: Составление финансовой отчётности

В результате правильного учёта рутинных операций (уровень 2) вы сформируете большую часть оборотно-сальдовой ведомости. Нет, это ещё не финал бухгалтерской работы. Ещё небольшая «мелочь» осталась: нужно финансовые отчёты создать. Для того, чтобы начать обучение на ДипИФР, достаточно уметь составлять 2 отчёта: баланс и отчёт о прибылях и убытках.

То есть нужно помнить шаблоны этих отчётов (повторюсь, на уровне сущности, не нумерации счетов). Надо знать и о взаимосвязи этих отчётов. Например, что прибыль за год (из отчёта о прибылях и убытках) пополняет капитал компании (в балансе).

Ведь отчётность – это средство коммуникации, донесения информации. Это… язык. Умение говорить на этом языке очень желательно освоить ещё до начала занятий.

По секрету скажу, что именно с этим уровнем – составлением финансовой отчётности из разрозненных кусков – нередки проблемы у новоявленных слушателей курсов ДипИФР. Столь распространён этот недуг, что заставил нас разработать отдельные задачи на тренировку этого навыка. Ведь на ДипИФР подразумевается, что слушатель с самого начала понимает взаимосвязь отчётов. И этого навыка не может быть слишком много.

Некоторые читатели, наверное, обратили внимание на то, что ни один из трёх уровней «иерархии» не требует навыков работы c МСФО. Это не случайно. Со всей ответственностью заявляю: знание МСФО для начала изучения МСФО в рамках ДипИФР не нужно.

Вы же можете пойти на курсы английского и именно там впервые заговорить, правда? Не зная ничего по-английски до начала курсов? Да, вам нужно понимать, что такое «глагол», «существительное» и прочие базовые для любого языка понятия, но говорить по-английски необязательно. Конечно, имея какой-то опыт в английском, вы на курсах испытаете меньше шока. Но знание английского для начала его изучения не требуется. Иначе это был бы замкнутый круг.

Вот и с ДипИФР так же. Если что-то по МСФО вы знаете до начала обучения (и если это «что-то» ещё и соответствует действительности), то это будет плюсом. Если не знаете – минусом не будет.

И ещё пару слов про «иерархию». Как же так получается: пример, который я привёл в начале этой статьи, опровергает значимость обладания этими пред-ДипИФРовскими навыками? Ведь экзамен оказался по зубам товарищу, который даже на уровень 1 вскарабкался с трудом?

Во-первых, цель приобретения этих навыков до начала занятий по ДипИФР – облегчить именно ДипИФРовскую часть ДипИФРа, чтобы не тратить уйму времени на подбор «хвостов». Наш герой тратил времени гораздо больше среднего. Поверьте мне, в период подготовки к ДипИФР вам и без этого не будет хватать часов в сутках. А во-вторых, он прекрасно разбирался в общей картине отчётности и владел хорошими навыками её интерпретации с помощью финансовых коэффициентов. А это уже, пожалуй, 4-уровень. Который для ДипИФР, конечно, не нужен, но подразумевает, что вы чётко видите взаимосвязь финансовых отчётов.

В общем, при прочих равных, конечно, слушателю, обладающему всеми тремя навыками из нашей «иерархии», будет легче. При наличии времени до начала занятий подтянитесь по этой программе.


Кстати. Для пущей полезности в качестве спутника к этой статье мы разработали предварительный тест, позволяющий оценить степень готовности к изучению ДипИФР плюс получить комментарии по поводу правильных и неправильных ответов. Тест этот бесплатный и требует только регистрации на нашем сайте. В тесте двадцать вопросов, которые позволят вам понять, какие пробелы вам желательно закрыть до того, как вы попадёте на курс. Главное – пожалуйста, прочтите внимательно инструкции, чтобы правильно интерпретировать результаты. Щёлкните на картинку, чтобы перейти к странице теста.

06.12.2017

9 - комментарии к теме "Достаточно ли у вас знаний, чтобы браться за ДипИФР?"

  1. Здравствуйте!

    Полезный тест, хоть вспомнил азы учета, который учил 15 лет назад. Еще что-то помню (80%).

  2. Здравствуйте, ссылка на тест не работает.

    • Здравствуйте, возможно, всё объясняется тем, что Вы зашли с мобильного устройства, которое не поддерживает нужный для теста размер экрана. Попробуйте, пожалуйста, открыть эту статью на приборе с большим экраном (планшет, ноутбук и т.д.). Если не получится — пожалуйста, напишите на info@inflexio.ru

    1 2

Добавить комментарий для Смотритель Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *