Как не «закипеть», готовясь к экзаменам?

Когда в далёком 1999 году я начал готовиться к своей первой сессии АССА, мне довелось познакомиться с одним англичанином, тоже только вставшим на нижнюю ступень квалификационной лестницы. Мы были примерно одного возраста, работали в одной компании. Нам, в общем и целом, предстоял один и тот же путь, но, как скоро оказалось, придерживались мы диаметрально противоположных принципов в подготовке. Судите сами…

Наслышавшись от других русскоязычных коллег историй экзаменационных провалов, больно бьющих по самолюбию, я твёрдо взял за правило «стремиться к звёздам». Я измерял свой прогресс без оглядки на стандартную отсечку в 50%; путеводной звездой для меня была оценка в 85%, которая соответствовала «пятёрке» в нашем вузе. И я занимался, занимался, занимался… Я читал толстенные учебники, а критерием хорошей подготовки к экзамену сделал как минимум одну исписанную полностью ручку и все (или почти все) решённые задачки прошлых экзаменов.

Что двигало мной? Наверное, ещё не выветрившийся с университетских времён запал. Не скрою, что мне нравились и сами предметы. А может, я мечтал попасть на страницы журнала Student Accountant как набравший максимальный во всём мире балл по какой-нибудь бумаге? Знаете, есть такая рубрика в журнале, где таких «ботаников» поздравляет Президент АССА, вручая чек на 100 фунтов? Наверное, всё вместе. А может, я просто очень не хотел провалиться, создавая себе такую «подушку» в 35 баллов.

Как бы там ни было, набрал я по одной из первых двух бумаг 97 баллов (по другой что-то около 80) и, ободряемый восторженно-завистливыми комментариями коллег-студентов, всё ждал сердечного приглашения в Глазго, в штаб-квартиру АССА. Каким глубоким оказалось моё разочарование, когда на моём месте в журнале появился непалец, набравший 98 баллов! Так я потерял веру в справедливость…

А что ж мой английский друг? На мои сетования по поводу неполученной награды он лишь крутил пальцем у виска. Потому как, получив свой 51 балл, он пожурил себя: «I overstudied»*.

И началось наше карабканье, от бумаги к бумаге, с уровня на уровень, бок о бок: я – 86%, он 50% (excellent), я – 75%, он 52% (terribly overstudied)… Вы думаете, он дал осечку? Я тоже этого ожидал. Нелегко признаваться, что иногда меня (перед каждым объявлением результатов), в общем-то незлобивого по натуре человека, терзало мелочное ощущение предвкушения его провала. Не потому, что я желал ему худого – просто это было соревнование подходов, систем взглядов, мировоззрений, наконец!

Мы начали в одну сессию. Мы закончили в одну сессию. Ни я, ни он не провалили ни одной бумаги. В насмешку (или в утешение) я получил свой диплом почтой на день раньше, чем он. На момент моего ухода из компании мы находились на одном и том же карьерном уровне.

Мораль? Сейчас, находясь по другую сторону баррикад, неоднократно побывав маркером, я, конечно, вижу, насколько возможно чуть ли не гарантировать себе успех, даже если не знать многих тонкостей конкретной бумаги. Речь не только о пресловутых exam techniques (правильном экзаменационном подходе).

Поймите меня правильно, я ни в коем случае не отговариваю тех, чья стратегия на экзамене именно погоня за «золотом», то есть знать и уметь практически всё. Я уважаю этот выбор. У всех разные приоритеты и разное представление об альтернативных издержках. Я лишь хочу подчеркнуть, что прохождение экзаменов можно планировать и обеспечить, даже если не стремиться заглянуть в каждый укромный уголок учебника. И наряду с этим действительно вынести из предмета немало.

Как? Не все столь удачливы, чтобы 12-14 бумаг балансировать на грани фола и не сорваться, но разумно-безопасная цель в 55%-60% вполне реальна. Не вдаваясь в специфику каждой бумаги, вот общие рекомендации:

Эти пять пунктов составляют основу технологии прохождения огня, воды, медных труб и – не в последнюю очередь – экзаменов. Придерживаясь этих рекомендаций, вы существенно повышаете свои шансы. Я не говорю, что только этих действий достаточно для прохождения экзаменов; как это ни удивительно, знания тоже понадобятся. Но моя преподавательская и маркерская практика не раз показывала: многие умные и знающие студенты не берут барьер именно из-за отсутствия нюха на лёгкие баллы, неумения вовремя бросить вопрос, чтоб перейти к следующему или из-за чрезмерно размытых эссе.

В дальнейшем я подробнее расскажу обо всех пяти аспектах этой экзаменационной технологии. 

_____________________
* overstudied – перезанимался (англ.)

2 - комментарии к теме "Как не «закипеть», готовясь к экзаменам?"

  1. На самом деле, в UK очень часто видишь в требованиях к вакансии «ACCA (first-time passers)», плюс при прочих равных, есть шанс что возьмут человека с большим баллом. Хотя, скорее всего, так заморачиваться не будут.
    В любом случае, риск конечно в случае подготовки к 50-51 баллу выше заведомо, однако тот факт, что бОльшая часть знаний ACCA в жизни не пригождается а на сдачу дают 20 сессий, как то упрощает жизнь.

  2. Соревнование это здорово, а золото это большая мотивация.Ничего не имею против подобного тщеславия заработать высокий бал. Подобные устремления обнаруживаю и у себя.Вот только трезво оценивая ситуацию,после сдачи очередного экзамена,понимаешь что это пустое пижонство.Чувствуешь себя как взмыленный конь после сумашедшего заезда. Важно что сдал, а остальные знания доберешь в практике.

Оставить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *