Как упорядочить даты в экзаменационной задаче

На прошлой неделе мы дали старт новому «заплыву» в рамках подготовки к ДипИФР, и мне хочется отметить это волнующее событие новой статьёй. Тем более, что идея этой статьи вызревала давно: с тех пор, как мы в компании озадачились созданием «общей теории решения экзаменационных задач», сокращённо – ОТРЭЗ. Ну, в смысле, чтобы прям «наотрез» – решительно и безоговорочно – их решать. Сегодня в рамках этой ОТРЭЗной темы из серии «занимательная ДипИФРология» мы поговорим об одной из важных сторон экзаменационного сценария – его развёртывании во времени.

Чтобы вы имели представление о предмете моего сегодняшнего внимания, приведу типичный фрагмент экзаменационной задачи (ДипИФР, июнь 2012 года):


1 января 2011 года «Омега» подписала договор на приобретение оборудования у зарубежного поставщика 30 июня 2011 года. Оборудование было приобретено за 2 млн. шиллингов 30 июня 2011 года. 1 января 2011 года «Омега» заключила форвардный контракт на покупку 2 млн. шиллингов 30 июня 2011 года за 1.1 млн. долларов. На 31 марта 2011 года стоимость контракта на покупку 2 млн. шиллингов 30 июня 2011 года составляла 1.2 млн. долларов.


Мне одному кажется, что экзаменатор в этом пассаже излишне щедр на даты? И ведь такое у него сплошь и рядом. Может быть, АССА, принимая решение о выплате годового бонуса, оценивает успешность экзаменатора по какому-то ключевому показателю вроде «количество упоминаний различных дат григорианского календаря не должно быть меньше 1.3 на одно предложение»?

Как бы там ни было, но мельтешение дат является одной из «фишек» нынешней версии экзамена ДипИФР. Мало того, что экзаменационные сценарии напичканы действиями, так каждое действие ещё и привязано к какой-то дате. И всё это подаётся нам россыпью красивых сверкающих бусин. Так вот, при анализе задачи важно, чтобы она не осталась просто скопищем отдельных фактов. Нам надо как-то эти разрозненные события нанизать на ниточку.

Ниточкой этой, благодаря которой мы сможем упорядочить события-бусины, является временная линия (она же – временная шкала). Инструмент это простой, но очень действенный. Думаю, что, взглянув на картинку, вы легко представите, как временная линия работает:

временная шкала, временная линия ДипИФР

Итак, что надо делать, чтобы приручить играющие в чехарду даты:

  1. Прочитав задание, мы сразу отмечаем на временной линии отчётную дату или даты, если периодов несколько.
  2. Читая задачу, отмечаем и подписываем на этой линии все ключевые события.
  3. Анализируем, сколько месяцев прошло от важных событий до отчётной даты.

Где этот рисунок лучше расположить? Лучше прямо в вашей тетради для ответов. Баллов за такой черновик вам не добавят, конечно, зато картинка всегда будет перед глазами.

Я рекомендую заполнять временную линию по мере первого внимательного чтения задачи, то есть тогда, когда вы анализируете задачу с точки зрения её «молекулярной структуры». Тогда этот анализ логично дополняет ваше понимание сценария и экономит время.

Помимо реальной помощи в анализе ситуации временная линия оказывается ещё и страховкой от потери баллов. Она сдёргивает маскировку с маленьких экзаменаторских ловушек. Например, с её помощью можно наглядно увидеть:

  • погашена ли та или иная задолженность на отчётную дату;
  • в течение скольких месяцев капитализировать те или иные затраты (оплату труда, проценты и т.д.) в составе стоимости актива;
  • в течение скольких месяцев начислять износ, амортизацию, финансовый расход, инвестиционный доход, выручку и т.п.;
  • в каком периоде совершили какую-то учётную ошибку – до или после начала текущего отчётного периода;
  • является ли описываемое событие событием после отчётной даты.

Кстати, как показывает мой маркерский опыт, игнорирование помесячного начисления амортизации – очень частая экзаменационная ошибка. Мелочь, а неприятно. Скорее всего, такое положение дел вызвано именно недостаточным вниманием к датам. Набросав временную линию и обращаясь к ней по мере решения задачи, вы, скорее всего, сможете собрать больше баллов на подобных мелочах. И время, потраченное на рисование временной линии, окупится с лихвой.

Универсален ли этот инструмент? Нет совсем. Временная линия не подходит для задач… в которых нет дат. Я отдаю себе отчёт, что этот пассаж вряд ли равносилен эффекту разорвавшейся бомбы, но в каждой шутке есть доля шутки, а остальное – правда.

Если серьёзно, то я делаю это уточнение в дидактических целях: я хочу показать, что есть очень узкий круг вопросов, где временная линия будет никчемной. Это задачи по чистой теории, по отложенным налогам и по операционным сегментам. А вот во всех остальных случаях временная линия очень эффективна: и задачу лучше поймёте, и баллы при учёте помесячного начисления не потеряете.

05.01.2017

3 - комментарии к теме "Как упорядочить даты в экзаменационной задаче"

  1. Прекрасный совет для сдающих экзамены! ДипИФР сдала в декабре 2012 года. Столкнулась с тем, что не могла держать во внимании столько дат, чтобы не запутаться, поэтому для избежания глупых ошибок рисовала такую шкалу (еще для себя отчетную дату отмечала пунктирными линиями и рисовала дуги с количеством месяцев или «дробные периоды»). Применяла, потому что наша тренер (г.Днепропетровск) ранее задействовала временную шкалу при объяснениях, и некоторые мои ошибки при обучении ДипИФР объясняла при помощи шкалы. Т.е. идея универсальная. Конечно, некоторые мыслят более абстрактно и могут держать все в голове, но лично я применяла шкалу и при решении задач по выплате на основе долевых инструментов, и при расчетах прибылей на акцию, т.е. она являлась моим постоянным помощником.

  2. Сдал экзамен в июне 2012 года. Помню настолько наработал привычку в любой задаче с датами сразу чертить график, что было забавно в задачах, где отчетный период — год, начинающийся с 1 января, получать просто бугорок от 1 января до 31 декабря 🙂

    Еще для себя нашел полезным каждое деление оси сопровождать значениями 3/12, 9/12 и т.д., соответственно когда констатируешь что-либо на дату Х, то сразу видишь множитель, по которому надо привести все релевантные суммы.

Добавить комментарий для АССА Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *