Помогите маркеру с навигацией

Простите за назойливое напоминание, но экзаменационная пора на носу. Вот-вот отпишутся симовцы, первые ласточки, а за ними вскорости стройными рядами потянутся и ДипИФРовцы, и студенты ACCA. Аккурат перед этим ритуальным священнодействием я завершаю цикл статей об основных экзаменационных нюансах, из которых, при должном умении, можно соорудить довольно надёжный мостик к следующему уровню.

Давайте-ка сегодня посмотрим на вашу будущую работу глазами маркера, безымянного солдата огромной армии, которой повелевает экзаменатор. Загляните вот в это окно. Видите – вот он, маркер: склонился над письменным столом. Слева возвышается полуметровая стопка экзаменационных буклетов (это около 300 работ), рядом – изученный вдоль и поперёк эталон, ответ экзаменатора. Обеспокоенный хмурым видом хозяина, возле стола ворчит пёс. Чуть поодаль, поглядывая на часы, вздыхает недружелюбный гость каждого маркера – дед Лайн.

Как маркер дошёл до жизни такой? Для начала квалифицированных, то есть заведомо обладающих знанием предмета претендентов, не побоюсь этого слова, калибруют. Например, всем дают проверить несколько одних и тех же «слепых» работ, то есть без обложки и без названия экзаменационного центра. (Чтобы проверить, поймут ли маркеры, что работы-то по другому предмету! Шутка). Потом расхождения в оценке каждого ответа подробно рассматриваются. Во время этого процесса выясняются тонкости всех вопросов, а некоторым маркерам модельный ответ экзаменатора даже начинает сниться.

Что бы хотели в работах увидеть вы, оказавшись на месте маркера? В идеале – точную копию ответа экзаменатора: правильные цифры на правильных местах, умеренное количество текста, каллиграфический почерк, всё подписано, сложные расчёты вынесены в отдельные пункты, аккуратные графики для иллюстрации непростых мыслей… Кто-то легонько трогает вас за плечо, и вы, вздрогнув, просыпаетесь.

Ой, не такова реальность, не такова. Судите сами. Вот в этой работе, похоже, в третий вопрос попала бомба, и его разметало по всему буклету, с кусками в первом, втором и четвёртом. А этот студент сделал стройный красивый баланс, без единого расчёта за неправильными числами (особняком стоит красавчик-акционерный капитал, правильно переписанный из вопроса). Следующий, похоже, писал на шумерском – ровные строчки непонятной вязи, в которой слова неотделимы друг от друга, хоть так маняще привлекательны. Этот решил поиграть в загадки: надо было сделать 4 вопроса из 5 на выбор, так он сделал все 5! И не отметил, какой же всё-таки надо засчитать.

Стоп! Уважайте труд маркера! Как без фанатизма и перфекционизма сделать нашу работу приятной для его глаза? Ведь этот трудяга готов, всегда готов поставить вам те самые 50% и даже больше, только б их отыскать было без особого труда. Вот вам несколько соображений на этот счёт.

Следите за почерком

Мне иногда думается, что иные предметы я сдавал с первого раза лишь потому, что у маркера вызывала животный ужас сама мысль о том, что он может ещё раз встретиться с работой студента №0614720.

Ясно, что все мы индивидуальны, а почерк – отражение этой индивидуальности. Кроме того, мало кто в наши дни столь крепок, что может выводить каждую буковку при трёхчасовой писанине. Как раз на это маркеры готовы сделать скидку. Но есть именно в нашем почерке кое-что посерьёзнее. Нам, студентам постсоветского пространства, в школе было привито умение писать, объединяя буквы, сливая их в слова. Перенося эту практику на английский, мы создаём почти неразборчивые для английского глаза буквосочетания. По словам бывалых маркеров-британцев, мы буквы объединяем как-то «не по-английски». А вот привыкшие к отдельно стоящим точёным иероглифам китайцы и по-английски пишут, так же чётко. Говорят, их работы читабельнее, чем работы из России.

Да нет, я не призываю писать печатными буквами. Англичане-маркеры говорят, что, в качестве компромисса, можно просто просить российских студентов немного увеличить размер «шрифта».

Максимально упростите навигацию по вашей работе

Порядок ответов, как вы знаете, значения не имеет. Лучше начинать с ответа на ваш самый лучший вопрос, на котором вы можете собрать максимальное количество баллов. Но это совершенно не освобождает вас от необходимости подписывать каждый ответ, и каждую часть ответа. Не поленитесь сверху каждой страницы написать номер вопроса. Если вопрос растягивается на несколько страниц, к номеру вопроса нужно добавить слово «cont» («продолжение»).

Если вы исчерпали время на вопрос, а вам ещё есть, что сказать – оставьте пустую страницу, также надписав её сверху, и переходите к другому вопросу. Кто знает, может, будет время вернуться. Когда вдруг вернётесь и обнаружите, что заранее отведённой странички не хватило – покажите маркеру стрелочкой, на какой странице нужно искать продолжение. А саму страничку с продолжением опять подпишите сверху номером вопроса. Не бойтесь переборщить с указателями, опасайтесь «недоборщить».

Конечно, ответ на каждый новый вопрос нужно начинать с новой страницы. Вряд ли вы слукавите, если скажете, что слышали это уже не раз. Но важно знать, зачем это нужно. Место под вопросом используется маркером для подсчётов и прочих пометок, необходимых, в конечном итоге, вам. Так оставьте маркеру возможность порезвиться при подсчёте ваших честно заработанных баллов! Больше места – больше баллов… может быть.

Если сразу не удалось определиться с вопросами на выбор…

Это частный случай в общей беседе о навигации, достойный отдельного комментария. Когда экзамен даёт возможность выбора, на какие вопросы вам отвечать (любые 4 из 5, например), то часто этот выбор делается по принципу «из нескольких зол меньшее». И бывает (по себе знаю), что берёшься за какой-то вопрос, влезаешь в него по уши, и понимаешь, что тот, другой, оставленный, всё-таки был менее ужасен. Что, браться за него? Имея только половину отведённого времени?!

Экзамен есть экзамен. Если вы нашли себя в такой ситуации и вынуждены отказаться от начатого, но оказавшегося безнадёжным вопроса, в пользу менее ужасного, зачеркните тот ответ, который вы хотите скрыть от маркера. Просто крест-накрест. Иначе, на случай избыточного количества ответов у маркеров простая инструкция: проверять первые по порядку. Отсчитали в вашем буклете первые ожидаемые экзаменатором четыре из сделанных вами пяти – и всё. Обидно будет, если промаркируется не то, что вам нужно.

Соблюдайте баланс с количеством дополнительных расчётов

Когда речь идёт о расчётных предметах, часто возникает дилемма. Некоторые числа можно просто подсчитать на калькуляторе и вписать в ответ. Происхождение других нужно раскрыть. Как определить, когда нужно детализировать?

В идеальном розовом пушистом мире за каждым числом, составленном из нескольких, должен стоять расчёт. Ведь все мы знаем, что душка-маркер, увидев неправильное число, чертыхнётся, но пойдёт по указанной вами ссылке смотреть расчёт (см. внизу Примечание 1). И уже в этом расчёте будет по крупицам собирать ваши баллы за те куски расчёта, которые не лишены логики и смысла. По полбалла, по баллу – может, кстати, немало набежать.

Так наскрёбывать баллы маркеру сложнее, чем поставить сразу несколько баллов за правильную итоговую цифру. Зато для вас это гарантия, что, в случае небольшой ошибки в арифметике или логике, вы не потеряете всё.

Но излишняя прозрачность в расчётах, да ещё и должным образом оформленных, – трата времени. Поэтому иногда можно составные части сложных чисел указывать просто (в скобочках) в той строчке, которую вы считаете.

А вообще, подытоживая, можно дать такую рекомендацию: расчёты, которые вам хочется посчитать на черновике, всегда оформляйте соответствующими сносками. Путь это и будет ваш черновик, только сделайте на него ссылку.

Если надо написать отчёт…

Ясно, что если экзаменатор просит презентовать ответ в форме отчёта или пояснительной записки, то именно так и надо делать. Я не об этой очевидной истине (хотя – будете смеяться – не все студенты соблюдают это простое правило).

Частенько на экзамене такой отчёт должен основываться на анализе какой-то цифровой информации, с расчётами финансовых коэффициентов, выдержками из финансовой отчётности или ещё на чём-то в таком же духе. Так вот, всё расчёты надо помещать в Приложение к отчёту, а не вставлять в тело самого отчёта.

Тому есть две причины. Первая: маркер будет отдельно оценивать расчёты, а отдельно комментарии на базе этих чисел. То есть отчёт с расчётами, вынесенными в приложение, облегчает раздачу баллов.

Вторая причина: сделав сначала все необходимые расчёты, а только потом приступив непосредственно к пояснительной записке, вы получите более сбалансированную картинку. При расчёте финансовых коэффициентов, например, вы увидите, что одни из них будут меняться в лучшую, а другие – в худшую сторону. Посчитайте разные коэффициенты до того, как начнёте выносить свой вердикт, и, увидев всё целиком, вы продемонстрируете взвешенное суждение профессионала.

Вот и все советы на сегодня. Помните, что маркеры относятся к вам заранее хорошо. Эти безымянные труженики будут искать разбросанные вами баллы и без указателей с вашей стороны. Но, упрощая ориентирование в своей работе, вы получите больше, чем просто благодарную улыбку. Ваша работа приобретёт структуру, которая позволит дать вам заслуженные баллы даже при неправильных ответах.

_____________________
Примечание 1: Вот так, как только что сделали вы. Можете возвращаться обратно.

25.02.2016

13 - комментарии к теме "Помогите маркеру с навигацией"

  1. Спасибо, Кирилл!
    Очень полезно. Особенно про расчеты в скобках.

    Про вопросы на выбор — ножом по сердцу. Всего 4 дня назад узнала, что в экзамене F1 (CIMA), секция C, эту практику теперь отменили. Эх…

    Кирилл, а вы были маркером?

    • Как бы это Вам так сказать, чтобы не слишком травмировать… На F2 (CIMA) то же самое – нет вопросов по выбору. Считается, что все знания до strategic level – это обязательный минимум, который надо знать. Нечего, мол, тут выбирать. 🙂

      Маркером я был по русскоязычному экзамену ДипИФР (что-то вроде CIMA F1 и F2 плюс ещё чуток деталей). Все англоязычные работы по CIMA/ACCA маркируются в Великобритании. Так что по CIMA я маркирую только mock exams.

      Но портрет маркера с ворчащей собакой срисован не с меня. У меня кот 🙂

      • вся АССА маркируется в англии повотрите для людей с плохим зрением. У меня естественно нет источника информации но я думал в все маркируется в москве

        • Евгений,

          Да, пока так. Всё, кроме mock-exams и работ по ДипИФР Рус, то есть вся профессиональная схема маркируется в Британии. Да и mock-exams зачастую тоже отсылаются туда же.

          Может быть, будет какое-то изменение с окончанием пилота по on-screen marking, когда работы будут пересылаться, маркироваться и храниться в отсканированном виде, но я пока не знаю достаточных подробностей, чтобы ими делиться. Выведаю — расскажу 🙂

          • И даже Ф6? (извиняюсь за дотошность и опечатки — сам мучаюсь с обоими качествами 😉

            • Про F6 не знаю, попробую выяснить. И про F4 заодно 🙂

              • Евгений, Вы правы — F6 Rus проверяется в России. Это для меня неожиданная новость, но сказали Очень Уважаемые Люди, так что я верю :). А вот F4 Rus проверяется в Англии. Но с введением технологии on-screen marking для ACCA проверка по всем предметам, скорее всего, станет глобальной. Ведь по некоторым бумагам количество работ превышает 10 тысяч. Если у кого уже есть подробности — поделитесь! Я уже запросил в ACCA детали процесса.

                CIMA по-прежнему проверяется только в UK.

      • Кирилл, а где-нибудь можно получить именно marker’s feedback по каждой бумаге. Что именно нужно писать, чтобы понравится маркеру? В конце-то концов это именно эти бойцы невидимого фронта ставят оценки.

        • Эти бойцы невидимого фронта зарегулированы донельзя, и являются всего лишь проводниками воли экзаменатора. Как я рассказывал тут — за ними ещё и следят.

          Я не могу отвечать за всех маркеров по всем предметам, только по своим. Однако, на мой взгляд, если скачать с официального сайта последние экзамены с предлагаемой экаменатором схемой оценки, то можно увидеть, какого рода расчёты сколько стоят. То есть, где «лёгкие баллы», а где тяжесть несусветная.

  2. Кирилл, I need help!!!
    Вопрос наверно наивный.
    Ситуация:
    в понедельник Ф5 😉
    расчеты там достаточно просты количество на цену, количество на затраты, поэтому решение эффективно оформлять таблицами.
    Вопрос:
    Иммет ли смысл меленько в табличке написать что я перемножаю а КРУПНО написать ответ.
    Таким образом я делаю абсолютное раскрытие расчетов.
    Вопрос соответсвенно нужно ли? можно ли?

    • меленько например одно действие которое на workings ну никак не тянет

      • В смысле меленько? Мелким шрифтом? Этого делать не стоит.

        Все работы F5 точно сканируются и отправляются маркерам в отсканированном виде. Не стоит вынуждать маркера увеличивать работу в попытках что-то разглядеть.

        И вообще мельчить не стоит. Но если расчёты, не тянущие на workings, показать обычным шрифтом, а результат — более крупным, то так вполне можно 🙂

  3. Кирилл, привет!

    Хорошо, что пока ты маркируешь только Mock-и, а то часто видеть у стола какого-то чужого деда… :))

Добавить комментарий для Кирилл Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *