Решать нельзя читать

Настал тот день, когда у вас в руках наконец-то оказался набор материалов по ближайшей сессии. Впечатляющей толщины учебник и потоньше, но куда более противный задачник. Последний, как правило, сразу откладывается подальше, на потом. А что, это ж естественно: прежде, чем отвечать на вопросы по какому-то предмету, нужно бы с этим предметом ознакомиться. Так и напрашивается естественная последовательность: учебник – пробные задачки – экзаменационные задачки – экзамен. Где-то параллельно, если повезёт, случаются лекции. Логично?

Погодите.

Начнём с конца: что нам нужно получить на выходе нашего подготовительного процесса? Послушаем тех, кто «в теме», например, ветерана-экзаменатора Стива Скотта с его F7 Financial Reporting, одной из самых технически насыщенных бумаг. В своей презентации на последней конференции преподавателей в 2009 году он высказался так:

“Многие верят, что заучивание определений, фактов, списков или ответов на прошлые экзамены и есть ключ к успеху; но это не принесёт много баллов. Экзаменоваться будет умение применять знания и определения. Практика более важна, чем заучивание фактов».

А вот и другой Стив, – Скидмор, тоже матёрый экзаменатор, но уже по очень «творческой», полной писанины бумаге P3 Business Analysis, в своём интервью сказал что-то очень похожее:

«Что касается знаний, то кандидаты выглядят достаточно подготовленными… кажутся хорошо знакомыми с теорией и моделями. А вот с применением знаний к вопросам и сценариям – проблема».

Итак, практика важнее выученной теории. Два разных экзаменатора, два разных уровня – F и P, две непохожие по характеру бумаги – а идея прозвучала одна и та же. Этот же лейтмотив прослеживается и у других экзаменаторов.

«Так кто ж с этим спорит! – ухмыльнётесь вы, – просто надо ведь знать, прежде чем практиковать!». В принципе, да. Но есть и другой подход. Основан он на главном дидактическом принципе: человек учится путём делания. Откройте экзаменационную задачку вместо учебника. Столкнувшись с реальной проблемой, вы ищете решение, основываясь на здравом смысле, знаниях из других источников и предыдущих бумаг, подслушанных ненароком лекций. Когда вы понимаете, что выдохлись – открывайте ответ экзаменатора и изучайте его.

Сам я уверовал в силу такого подхода на примере своих собственных студенческих баталий с аудитом. В те благословенные годы эта была просто Paper 6 Audit Framework… не F8, даже не 2.6… да… два syllabus’а назад… эх!.. Но я отвлёкся. Предмет был для меня совершенно новый, поэтому без учебника было не обойтись. И я читал этот хорошо структурированный материал в учебнике официального издательства ACCA, благо времени было немало. Начитавшись, и даже сделав пару конспектов, я взялся за прошлые экзаменационные вопросы. Мне всё понятно из условия и задания. Я набрасываю тезисы своего ответа и, предвкушая триумф, лезу в ответ. Хм… сходятся… только артикли… Почему? Нет, что-то тут не так! Вот ведь мой конспект на эту тему! Я ведь всё ответил, как в конспекте!.. Конспект ведь на эту тему?..

Всепроникающее уныние – вот, пожалуй, лучшая характеристика моего состояния после первых двух-трёх задач. Я забросил учебник; перестал шелестеть страницами конспекта. Решал задачки, одну за одной… с тем же самым результатом. Вчитывался в ответы экзаменатора. Вечерами мне начал являться призрак экзаменационного провала.

И вдруг, когда до экзамена оставалось уже меньше недели, у меня ответ сошёлся. Один… второй… И пошло-поехало!.. Похоже, сработал тот самый диалектический закон перехода количество в качество.

Легко говорить про количество задач, а если на него совершенно нет времени? Тем более! Если стоит выбор: или читать, или решать в силу столь частого у студентов цейтнота – однозначно надо фокусироваться на решении прошлых вопросов, и только по совершенно непонятным темам лезть в учебник. Особенно, если у вас есть возможность посещать лекции.

Дело ещё в том, что читать учебник легче, чем решать задачки. Читая, вы попадаете в плен психологической иллюзии, будто готовитесь, в то время как действительно важные навыки – решения задач – вы не практикуете. Не поддавайтесь этому соблазну.

Возможно, учебник вам всё же понадобится – если ответ экзаменатора слишком скуп и непонятен. Но ключевой способ подготовки, по словам ещё одного режиссёра-постановщика многоактового балета под названием ACCA, экзаменатора по P2 Corporate Reporting Грэма Холта, заключается в следующем:

«Нужно решать прошлые экзаменационные задачи, ограничивая себя экзаменационным временем. А потом – заканчивать задачу, разбирая решение и понимая ошибки».

5 - комментарии к теме "Решать нельзя читать"

  1. Я слышал об этой методике, но пока не пробовал (обязательно попробую) но если взять предмет который от меня далек, например аудит, смысл открывать задачник если терминов в нем описанны не знаешь ? у Вас все стало получаться не после того как вы начали решать задачи а в рез-те двух факторов учебник (2 законспектированный) + 10 задач какой из факторов весомее мне сложно сказать

  2. Как человек прошедший 12 экзаменов (было два освобождения) в 1.5 силабуса (сдавал еще 1.2, 2.1, 2,2).
    Ну не знаю не знаю — лично я по некоторым предметам просто с помощью учебника продирался например п5 или более того 2.1.
    А вот аудит это согласен — читать учебник это было хуже колыбельной на ночь — 2 страницы и все спать. Помог тьютор который расставил все по полочкам
    Финансовые экзамены я всегда действительно прорешивал часами.

  3. до экзамена ДипИФР совсем немного времени(( пытаюсь решать задачи с прошлых экзаменов — просто в ступоре — ничего почти самостоятельно не могу решить (еле-еле через анализ ответов что-то корявое получается), вроде не дурак, но…

    • Только продолжать решать! Времени ещё вагон — целых 2 недели. ДипИФР — сложный экзамен, чего греха таить. Поэтому решайте до упаду.

      Здесь важно именно настроиться на волну экзаменатора, понять, как те или иные требования формулируются.

      Главный фокус — консолидация (Вопрос 1), ведь это единственная гарантированная тема. Она должна у Вас получаться очень хорошо, где-то 20% из 25%. Прорешайте по ней все задачи. Помимо задачника АТС (других, вроде, по ДипИФР Рус нет) по консолидации можно скачать с сайта АССА 5 последних экзаменов и практиковаться на них.

      По остальным вопросам — Ваша задача собрать всего лишь около 14% из 25%, это в общем-то возможно.

      Удачи!

  4. Вчера сдала свой первый экзамен по F2. В отсутствии времени решила вырабатывать технику на решении задач, и получилось! Из 2 часов CBE осталось 30 мин. свободного времени. F3 собираюсь также.

Добавить комментарий для halted Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *