Время на планирование: что делать эти 15 минут?

Проводя заключительные занятия накануне экзаменов, я невольно окунаюсь в атмосферу нервозности, которой охвачены студенты перед грядущим непростым испытанием. Чтобы помочь им немного успокоиться, я часто рассказываю, что и я лет 10 назад сдавал ACCA и тоже пребывал в ажитации в эти июньские дни. Меня самого мои воспоминания, конечно, наполняют чувством сопричастности, и я кажусь себе ближе к людям. Интересно, что в моменты таких моих откровений чувствуют студенты?

Как бы студенты не относились к этим рассказам, они вряд ли подозревают, что я им несколько завидую: во времена моих экзаменов в АССА ещё не было такой роскоши, как дополнительные 15 минут на чтение и планирование экзаменационной работы вдобавок к стандартным 3-м часам на саму писанину. Вот о том, как распорядиться этим драгоценным временем, я хочу сегодня поговорить.

Конечно, все знают, что в эти 15 минут (20 минут для экзаменов CIMA) нельзя ничего писать в экзаменационном буклете, то есть в тетради для ответов. Зато вовсю можно чёркать и делать пометки на листках с заданиями. В основном как раз этой привилегией мы с вами и воспользуемся, и все последующие действия желательно выполнять с ручкой в руках.

ПЕРВОЕ, что надо сделать – это бегло просмотреть все экзаменационные вопросы – каждую часть по отдельности. Как всегда полезно начинать читать вопросы с задания, так как именно там зачастую заложены основные инструкции. На этой стадии, при первом знакомстве, некоторые вопросы могут показаться вам совершенно непонятными и незнакомыми. Поставьте на полях рядом с такими незнакомцами вопросительный знак, чтобы вернуться к ним позже, когда первая волна ужаса от прочтения экзамена пройдёт. А она, несомненно, пройдёт, сменившись… нет, не угадали! вовсе не второй волной, а ледяным спокойствием (у кого-то близким к безразличию).

На полях напротив тех вопросов, темы которых вы смогли определить более-менее чётко, поставьте соответствующий краткий комментарий – название темы. Это потом облегчит вам решение о порядке, в котором вы будете решать эти вопросы.

Я написал «определить более-менее чётко», потому что все мы знаем, что на профессиональных экзаменах нам не всегда будут давать ситуации, которые можно без колебаний отнести к одной конкретной проблематике. К примеру, на ДипИФР (а также на ACCA F7 и CIMA F1) иногда попадается такой монстр, как задача по строительству какого-нибудь объекта основных средств, который в будущем нужно будет демонтировать после окончания срока использования. Так вот, эта задачка объединяет в себе и стандарт по основным средствам, и стандарт по оценочным обязательствам, и финансовые обязательства – в общем, тот ещё гибрид. Так что на этой стадии первоначального изучения экзамена не надо сильно ломать голову над точным диагнозом для каждой задачи. Важно окинуть вдумчивым взором всю игровую площадку.

Конечно, интереснее всего в эту сессию будет проходить знакомство с вопросами для соискателей ДипИФР: на этот июнь впервые приходится новый формат экзамена. Так что сначала всем захочется узнать, что же экзаменатор проверит в этот раз: отчёт о совокупном доходе или отчёт о финансовом положении. Или вообще и то, и другое в одном вопросе. Но, уважаемые ДипИФРяне, не зацикливайтесь только на дилемме «баланс или ОПУ»: важно определить, что за задачки-усложнения вам подсунут в примечаниях к этому вопросу.

ВТОРОЕ, чем надо успеть заняться в эти минуты – это проставить планируемое время напротив каждой отдельно оцениваемой части вопроса. Конечно, всем известно, что на 1 балл в среднем должно приходиться 1,8 минуты усилий. Именно исходя из этого норматива и пишутся экзамены. Так что рядом с каждым вопросом и, что очень важно, рядом с каждой частью каждого вопроса надо поставить нормативное время. Например, 10-балльная часть любого вопроса потребует 18 минут (1,8 минут × 10 баллов). И я уже объяснял, почему настолько фундаментально важно никогда не тратить на вопрос больше нормативного него времени.

ТРЕТЬЕ, надо определиться с порядком, в каком Вы решаете вопросы. Ведь мы уже приблизительно представляем темы экзамена и понимаем, сколько каждая часть каждого вопроса займёт времени.

Тактика тут индивидуальна. Кто-то предпочитает начать со своего лучшего вопроса, чтобы сразу, выполняя знакомые действия, успокоиться и «войти в колею». Кто-то, наоборот, начинает с самого гадкого вопроса, пока голова свежая, чтобы сбросить его с плеч быстренько. Как правило, на такие нелюбимые темы времени будет потрачено меньше нормативного по, увы, печальной причине: вам просто не так много будет, чего сказать по этому поводу. Зато тогда у вас больше времени останется на любимые и знакомые вопросы.

Что делать дальше? Если после всех этих манипуляций остаётся время (что маловероятно), то начинайте внимательно читать тот вопрос, который у вас пойдёт первым. Подчёркивайте даты, ключевые цифры – в общем, читайте активно и не слишком медленно. И не пропустите тот момент, когда, как гром среди ясного неба, прозвучит разрешение открывать экзаменационные буклеты.

И напоследок о распространённой ошибке в использовании наших драгоценных 15 минут. Есть экзамены (особенно по финансовой отчётности), в которых темы вопросов зафиксированы. Например, в ACCA F7, ДипИФР и ACCA P2 заранее известно, что 1-й вопрос будет посвящён тому или иному аспекту консолидации отчетности для группы компаний. На мой взгляд, тратить планировочное время на черновое решение этого 1-го вопроса прямо в экзаменационных «билетах» – не самая разумная тактика. Как бы вы ни любили эту тему, она всего лишь часть экзамена. Вам всё равно придётся приступать к другим вопросам. И вам нужно распланировать свои усилия на все вопросы, чтобы максимизировать шансы сдачи экзамена.

Кстати, если у вас есть свои наработанные способы максимально эффективно потратить эти 15 минут на чтение и планирование, то я прошу ими тут поделиться. Вдруг кому-то пригодится на ближайших экзаменах!

1 - комментарии к теме "Время на планирование: что делать эти 15 минут?"

  1. MOCK использовал следующую тактику:
    — быстро определить структуру группы в консолидации и время, когда были приобретены доли в компаниях (до начала отчетного периода, во время). Это необходимо затем, чтобы сразу начать писать правильную проформу.
    — затем определял те задачи, которые на мой взгляд легкие и которые буду решать (остальные очевидно сложные и в последний момент)
    — кратко по каждой задаче небольшой алгоритм
    — затем оставалось время и быстро к первой задаче комментировать примечания
    Времени оставалось немного.

Добавить комментарий для Джамал Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *