Нематериальный актив [НМА]

« вернуться к списку словарных статей

Нематериальный актив (Intangible asset)

Идентифицируемый немонетарный актив, не имеющий физической формы. Идентифицируемый, с точки зрения Совета по МСФО — это либо возникший из юридического права (купленный, например), либо отделимый от других активов.

Несмотря на общепризнанный в мире финансового менеджмента факт, что львиную долю стоимости компании составляют нематериальные активы, далеко не все нематериальные активы признаются в МСФОшной отчётности.

Как правило, их признанию мешает вопрос первоначальной оценки. Зачастую нематериальные активы очень сложно оценить с достаточной надёжностью. Пример – придуманные и разработанные компанией торговые марки (бренды). Можно оценить затраты на регистрацию связанного с брендом товарного знака (или логотипа). Но бренд – это гораздо больше, чем просто зарегистрированный логотип. Это узнаваемость, любовь потребителей к продукту под этим брендом и т.д. А разве можно понять, сколько затрат пошло именно на создание бренда? Эти затраты нельзя отделить от затрат на развитие бизнеса в целом, поэтому разработанный компанией бренд признать невозможно. Купленный у кого-то бренд признать можно, а свой, увы, нельзя.

Поэтому можно сказать, что в решении вопроса о практике признания нематериальных активов, МСФО готовы жертвовать уместностью финансовой информации во имя достоверного представления.

« вернуться к списку словарных статей
26.01.2017