Настал тот день, когда у вас в руках наконец-то оказался набор материалов по ближайшей сессии. Впечатляющей толщины учебник и потоньше, но куда более противный задачник. Последний, как правило, сразу откладывается подальше, на потом. А что, это ж естественно: прежде, чем отвечать на вопросы по какому-то предмету, нужно бы с этим предметом ознакомиться. Так и напрашивается естественная последовательность: учебник – пробные задачки – экзаменационные задачки – экзамен. Где-то параллельно, если повезёт, случаются лекции. Логично?
Погодите.
Начнём с конца: что нам нужно получить на выходе нашего подготовительного процесса? Послушаем тех, кто «в теме», например, ветерана-экзаменатора Стива Скотта с его F7 Financial Reporting, одной из самых технически насыщенных бумаг. В своей презентации на последней конференции преподавателей в 2009 году он высказался так:
“Многие верят, что заучивание определений, фактов, списков или ответов на прошлые экзамены и есть ключ к успеху; но это не принесёт много баллов. Экзаменоваться будет умение применять знания и определения. Практика более важна, чем заучивание фактов».
А вот и другой Стив, – Скидмор, тоже матёрый экзаменатор, но уже по очень «творческой», полной писанины бумаге P3 Business Analysis, в своём интервью сказал что-то очень похожее:
«Что касается знаний, то кандидаты выглядят достаточно подготовленными… кажутся хорошо знакомыми с теорией и моделями. А вот с применением знаний к вопросам и сценариям – проблема».
Итак, практика важнее выученной теории. Два разных экзаменатора, два разных уровня – F и P, две непохожие по характеру бумаги – а идея прозвучала одна и та же. Этот же лейтмотив прослеживается и у других экзаменаторов.
«Так кто ж с этим спорит! – ухмыльнётесь вы, – просто надо ведь знать, прежде чем практиковать!». В принципе, да. Но есть и другой подход. Основан он на главном дидактическом принципе: человек учится путём делания. Откройте экзаменационную задачку вместо учебника. Столкнувшись с реальной проблемой, вы ищете решение, основываясь на здравом смысле, знаниях из других источников и предыдущих бумаг, подслушанных ненароком лекций. Когда вы понимаете, что выдохлись – открывайте ответ экзаменатора и изучайте его.
Сам я уверовал в силу такого подхода на примере своих собственных студенческих баталий с аудитом. В те благословенные годы эта была просто Paper 6 Audit Framework… не F8, даже не 2.6… да… два syllabus’а назад… эх!.. Но я отвлёкся. Предмет был для меня совершенно новый, поэтому без учебника было не обойтись. И я читал этот хорошо структурированный материал в учебнике официального издательства ACCA, благо времени было немало. Начитавшись, и даже сделав пару конспектов, я взялся за прошлые экзаменационные вопросы. Мне всё понятно из условия и задания. Я набрасываю тезисы своего ответа и, предвкушая триумф, лезу в ответ. Хм… сходятся… только артикли… Почему? Нет, что-то тут не так! Вот ведь мой конспект на эту тему! Я ведь всё ответил, как в конспекте!.. Конспект ведь на эту тему?..
Всепроникающее уныние – вот, пожалуй, лучшая характеристика моего состояния после первых двух-трёх задач. Я забросил учебник; перестал шелестеть страницами конспекта. Решал задачки, одну за одной… с тем же самым результатом. Вчитывался в ответы экзаменатора. Вечерами мне начал являться призрак экзаменационного провала.
И вдруг, когда до экзамена оставалось уже меньше недели, у меня ответ сошёлся. Один… второй… И пошло-поехало!.. Похоже, сработал тот самый диалектический закон перехода количество в качество.
Легко говорить про количество задач, а если на него совершенно нет времени? Тем более! Если стоит выбор: или читать, или решать в силу столь частого у студентов цейтнота – однозначно надо фокусироваться на решении прошлых вопросов, и только по совершенно непонятным темам лезть в учебник. Особенно, если у вас есть возможность посещать лекции.
Дело ещё в том, что читать учебник легче, чем решать задачки. Читая, вы попадаете в плен психологической иллюзии, будто готовитесь, в то время как действительно важные навыки – решения задач – вы не практикуете. Не поддавайтесь этому соблазну.
Возможно, учебник вам всё же понадобится – если ответ экзаменатора слишком скуп и непонятен. Но ключевой способ подготовки, по словам ещё одного режиссёра-постановщика многоактового балета под названием ACCA, экзаменатора по P2 Corporate Reporting Грэма Холта, заключается в следующем:
«Нужно решать прошлые экзаменационные задачи, ограничивая себя экзаменационным временем. А потом – заканчивать задачу, разбирая решение и понимая ошибки».
5 - комментарии к теме "Решать нельзя читать"
Добавить комментарий для ego Отменить ответ
Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *
ТЕРМИНЫ ОНЛАЙН-СЛОВАРЯ
ПОДПИСКА НА СТАТЬИ
ОТЗЫВЫ О КУРСАХ
Давно собирались пройти подобный курс, долго искали и не решались, понимая сколько «пустышек» существует на ниве профессионального образования, и, наконец, удача! Команда Инфлексио, спасибо за потрясающий курс, давший нам возможность освоить столь сложный предмет за короткое время, спасибо за наше спокойствие и уверенность...Читать далее
Я слышал об этой методике, но пока не пробовал (обязательно попробую) но если взять предмет который от меня далек, например аудит, смысл открывать задачник если терминов в нем описанны не знаешь ? у Вас все стало получаться не после того как вы начали решать задачи а в рез-те двух факторов учебник (2 законспектированный) + 10 задач какой из факторов весомее мне сложно сказать
Как человек прошедший 12 экзаменов (было два освобождения) в 1.5 силабуса (сдавал еще 1.2, 2.1, 2,2).
Ну не знаю не знаю — лично я по некоторым предметам просто с помощью учебника продирался например п5 или более того 2.1.
А вот аудит это согласен — читать учебник это было хуже колыбельной на ночь — 2 страницы и все спать. Помог тьютор который расставил все по полочкам
Финансовые экзамены я всегда действительно прорешивал часами.
до экзамена ДипИФР совсем немного времени(( пытаюсь решать задачи с прошлых экзаменов — просто в ступоре — ничего почти самостоятельно не могу решить (еле-еле через анализ ответов что-то корявое получается), вроде не дурак, но…
Только продолжать решать! Времени ещё вагон — целых 2 недели. ДипИФР — сложный экзамен, чего греха таить. Поэтому решайте до упаду.
Здесь важно именно настроиться на волну экзаменатора, понять, как те или иные требования формулируются.
Главный фокус — консолидация (Вопрос 1), ведь это единственная гарантированная тема. Она должна у Вас получаться очень хорошо, где-то 20% из 25%. Прорешайте по ней все задачи. Помимо задачника АТС (других, вроде, по ДипИФР Рус нет) по консолидации можно скачать с сайта АССА 5 последних экзаменов и практиковаться на них.
По остальным вопросам — Ваша задача собрать всего лишь около 14% из 25%, это в общем-то возможно.
Удачи!
Вчера сдала свой первый экзамен по F2. В отсутствии времени решила вырабатывать технику на решении задач, и получилось! Из 2 часов CBE осталось 30 мин. свободного времени. F3 собираюсь также.