Business model

« вернуться к списку словарных статей

Business model (Бизнес-модель)

У этого термина два существенно различающихся значения, оба из которых, тем не менее, имеют определённое отношение к финансовой отчётности.

Первое значение: совокупность средств и методов, которые компания использует для получения доходов и зарабатывания прибыли.

Обратите внимание: это не столько финансовое понятие, сколько общеуправленческое. Ведь для получения доходов компания должна решить определённые маркетинговые задачи (кому, через какие каналы и что продавать), а для зарабатывания прибыли — операционные задачи (например, с кем строить партнёрские отношения, какие ресурсы использовать). Ну и, разумеется, поскольку речь идёт о бизнесе, а не просто о любой организации, всё это должно рассматриваться через финансовую призму: где, как и почему будут делаться деньги.

В этом смысле бизнес-модель — это маркетингово-операционно-финансовая модель всей компании целиком. Это макро-уровень, уровень всей компании в целом.

Второе значение: способ использования какого-либо актива для достижения заявленных целей компании. В этом втором значении бизнес-модель — по-прежнему операционное понятие, однако оно более узкое, так как охватывает уже не уровень компании, а микро-уровень: уровень актива или группы активов.

И вот тут начинается интересное: бизнес-модель компании может быть каким-нибудь незатейливым производством товаров широкого спроса. Всё просто: произвели — продали. При этом компания имеет собственное здание фабрики и 4 склада. Фабрика и 3 склада используются в производственных целях, а 1 склад для производственных целей лишний и временно сдаётся в аренду, пока компания ждёт повышения цен на складские помещения. Цены подрастут — компания этот лишний склад продаст. Ждёт.

А интересное в этой простейшей ситуации то, что у нас налицо три бизнес-модели: классическая производственная бизнес-модель на уровне компании, и две бизнес-модели на уровне активов: бизнес-модель использования для фабрики и трёх складов, и бизнес-модель инвестирования для сдаваемого в аренду склада.

Как эти три бизнес-модели отразить в финансовой отчётности? Интересно ли будет различие между бизнес-моделями на уровне активов инвестору? Интересно ли будет инвестору знать подробности бизнес-модели на уровне компании?

Различие в бизнес-моделях на уровне активов в МСФО признавалось важным всегда, однако, не всегда формулировалось прямо и явно. Подавляющую часть истории в МСФО вместо термина бизнес-модель использовалось близкое понятие «намерение менеджмента». То есть цель приобретения того или иного актива. Однако, поскольку намерения — это одно, а дела — это другое, то, начиная со стандарта МСФО/IFRS 9 «Финансовые инструменты» МСФО явно ссылаются на бизнес-модель: по сути, намерения руководства компании, подтверждённые его фактическими действиями. Не по словам, но по делам нужно судить о бизнес-модели.

То есть, начиная с МСФО/IFRS 9 именно от выбора и указания бизнес-модели зависит учёт соответствующего финансового актива, его оценка и презентация в финансовой отчётности. Тем не менее Совет по МСФО по-прежнему не приводит определения термина «бизнес-модель» ни в своём глоссарии, ни в «Концептуальных основах финансовой отчётности».

Однако кроме микро-уровня инвестору интересен и макро-уровень бизнес-модели. Как компания делает деньги? Чем она в этом плане отлична от других?

Финансовая отчётность по ряду причин на этот вопрос не отвечает и вряд ли сможет ответить в обозримом будущем. Поэтому со стороны инвестиционного сообщества помимо и в дополнение к финансовой отчётности существует всё более набирающее силу движение в направлении так называемой интегрированной отчётности, которая охватывала бы больше, чем цифры, и на более высоком уровне, чем просто активы и наборы активов.

« вернуться к списку словарных статей
31.12.2016