Хеджирование

« вернуться к списку словарных статей

Хеджирование (Hedging)

Хеджирование — это стратегия управления риском ценовых колебаний, чаще всего с помощью производных инструментов. В этом определении есть два существенных момента.

Первый: цель хеджирования — минимизация риска, то есть сглаживание или полное устранение эффекта колебаний цен на какие-то товары, валюты и т.д. То есть хеджирование — это страховочная, а не спекулятивная стратегия. Цель игры — сохранить, а не преумножить.

Второй: такая стратегия подразумевает инвестирование в производные инструменты, вроде форвардных контрактов, фьючерсов, опционов или свопов. Таким образом, она требует выбор объектов для инвестиций, а значит, это финансовый менеджмент, а не, например, финансовый учёт. Правила игры — сделать грамотный инвестиционный выбор, а не правильно отразить в отчётности.

Это важно: хеджирование — это не учётный механизм, а определённая бизнес-стратегия. Идея которой в целом довольно проста: нужно найти на рынке такой инструмент, колебания цен которого будут противонаправлены колебанию цен объекта, который вы хотите застраховать.

Например, у вас есть пакет акций компании, который сегодня стоит 10 млн. рублей, но цена на который может упасть ниже 10 млн. рублей в ближайшие месяцы. По крайней мере, вы такого возможного падения боитесь и хотите избежать. Другими словами, вы определили, что акции подвержены риску падения цены. Это именно тот риск, от которого вы хотели бы застраховаться.

Как можно если не полностью убрать риск падения цены, то хотя бы смягчить его негативные последствия? Можно купить опцион на продажу этого пакета акций по цене 10 млн. рублей через 3 месяца. То есть ровно через 3 месяца вы можете, если захотите, продать свой пакет акций за 10 млн. рублей.

Если цена акций на рынке упадёт, скажем, до 8 млн. рублей — вы своим опционом (правом продажи акций за 10 млн. рублей) воспользуетесь, и продадите за 10 млн. актив, который на рынке стоит 8 млн. рублей. Обратите внимание: вы не выиграли 2 млн. рублей — нет! Вы просто сохранили («застраховали») ваше изначальное вложение в акции в размере 10 млн. рублей. Помните: хеджирование — это не спекуляция, это страховка.

Если цена акций на рынке вырастет с 10 млн. рублей до 13 млн. рублей — вы опцион исполнять не будете. Ведь это будет глупо — продать за 10 млн. рублей то, что на рынке можно (если захотите) продать за 13 млн. рублей. Обратите внимание: вы не проиграли 3 млн. рублей. Вы сохранили 10 млн. рублей — изначальное вложение в акции. Правда, за своё спокойствие вы при покупке опциона заплатили какую-то цену опциона. Но она будет гораздо меньше 3 млн. рублей.

Где найти такой инструмент-опцион? Кто согласится стать вашим контрагентом, и кто купит акции за 10 млн. рублей, если они стоят на рынке те самые 8 млн. рублей? Чаще всего, такие инструменты можно приобрести на специализированной бирже. Которая в этом случае, по сути, является чем-то вроде страховой компании: собирает деньги с инвесторов, продавая им опционы, и выплачивает деньги инвесторам, если они решают эти опционы исполнить.

Форм и способов хеджирования очень много, равно как и производных инструментов. Это отдельный и сложный раздел финансового менеджмента, и описанный выше пример с опционом — всего лишь один из возможных сценариев хеджирования. Однако помимо непосредственно выбора стратегии хеджирования компании зачастую сталкиваются с проблемами, как адекватно хеджирование отразить в отчётности. Поэтому помимо физического хеджирования в МСФО используется ещё и специальный учёт хеджирования.

« вернуться к списку словарных статей
27.03.2017