Заставьте работать спираль экзаменационного успеха

Обзор нашей образовательной технологии подготовки к ДипИФР

Каждый раз, анализируя результаты предыдущей сессии, мы задаёмся одним и тем же вопросом: что можно было сделать лучше. Наверное, таким самокопанием мы будем заниматься до тех пор, пока не добьёмся нашей амбициозной цели – стопроцентной сдаваемости профессиональных экзаменов нашими слушателями. То есть всегда. Это не вопрос статистики ради статистики, это, пожалуй, даже не вопрос статистики ради маркетинга. Скорее, это исследовательский интерес к поиску наиболее эффективной образовательной технологии.

В поисках идеальной образовательной технологии мы улучшаем процессы, готовим более яркие презентации, предлагаем дополнительные материалы – одним словом, всячески «обкладываем подушками» слушателей, чтобы им было как можно более удобно двигаться к успеху на наших курсах. Вряд ли мы в этом стремлении уникальны; скорее всего, то же самое делают и другие тренинговые компании.

Но образовательная технология существенно отличается от других технологий. Объект в этой технологии – не сырьё, не болванка, проходящая через процесс обтачивания. Образовательная технология «обтачивает» ни много, ни мало — человека. В отличие от болванки, человек может иметь свои представления о том, как ему лучше обучаться.

И вот оно — слабое звено! Как показывает практика (в том числе и наша), именно расхождение в понимании методов обучения является наиболее частой причиной, когда образовательная технология буксует и не приводит к желанным результатам. Странная получается ситуация: вроде, и слушатель, и тренинговый центр хотят одного и того же, но несоответствие представлений о правильном обучении делает процесс неэффективным.

И я решил выговориться на эту тему. Говорят, что больной скорее идёт на поправку, когда понимает, почему его лечат так, а не иначе. Пусть аналогия не совсем прямая, но идею передаёт верно: я хочу, чтобы вы, пациенты слушатели, помогли нам помочь вам. У нас одна цель, поэтому от сегодняшних моих откровений выиграют все. Только запаситесь терпением – я сегодня с произведением крупной формы выступаю. И расскажу я об идее образовательной технологии, на которой построены все наши материалы.

Предыстория: четыре этапа освоения нового навыка и задача образовательной технологии

В 70-х годах прошлого века в образовательной среде получила широкое распространение теория четырёх стадий обучения1. Суть её в том, что в своём путешествии от первых шагов до самостоятельного применения нового навыка будущий специалист проходит несколько условных этапов:

  • Этап 1 – неосознаваемая некомпетентность. Будущий специалист ещё не знает, чего именно он не знает. Или догадывается, но не осознаёт всей глубины незнания.
  • Этап 2 – осознаваемая некомпетентность. Специалист начинает понимать, где и какие есть у него пробелы, но пока осознание теоретическое, оно не транслируется в действие. Это этап множества ошибок (это минус), но зато они уже осознаются как ошибки (это плюс).
  • Этап 3 – осознаваемая компетентность. Проявив немного настойчивости, специалист начинает видеть положительную стабильность в результатах. Ошибок всё меньше, и в душу закрадывается нетвёрдый энтузиазм. Это ещё не победа, но прогресс заметен невооружённым глазом.
  • Этап 4 – неосознаваемая компетентность. Только взглянув на проблему, специалист без особенных раздумий уже знает, как к ней подступиться.

Графически эти четыре этапа часто изображают как постадийное изменение результативности при решении профессиональных задач. Получается кривая освоения навыка (не путать с «кривым освоением навыка»):

этапы освоения нового навыка

Красиво? Логично? Нет.

Как нет? Ведь это полностью соответствует классическому представлению о том, что надо делать для успеха на экзамене ДипИФР: решать, решать и решать. Сначала будет тяжело – потом станет легче. Если заниматься.

Погодите. Теория четырёх стадий хороша, но уж очень она прямолинейная какая-то, упрощенческая. Не спорю, этапы логичные. Но есть тут одна закавыка.

Эти логичные последовательные этапы описывают освоение одного навыка, а человек редко когда осваивает какой-то один навык изолированно от других. А эта связанность навыков меняет всю картину.

Возьмём вождение автомобиля – это один навык? Да нет же – десятки. И умение справляться с эмоциями, и умение читать знаки, и общение с ГИБДД и т.д. – зимний день слишком короток, чтобы я дотемна уложился с перечислением всего того, что должен знать и уметь обыкновенный автомобилист. Но вывод, думаю, очевиден: если речь не идёт о чём-то предельно простом, то освоение нового навыка всегда есть освоение мешанины навыков. Последовательных, параллельных, прячущихся друг за друга, очевидных и не очень. Вот таких:

освоение ДипИФР

Рискну предположить, что навыки работы с МСФО ещё более сложны, чем навыки вождения авто, то есть навыков разного уровня специалист должен освоить ещё больше. Тогда истинная задача правильной образовательной технологии при научении МСФО – предложить такую последовательность отработки различных блоков различного уровня сложности, чтобы:

  • во-первых, уменьшить количество осваиваемых навыков (то есть как-то их стандартизировать),
  • во-вторых – как-то их сгруппировать, чтобы ряд навыков можно было осваивать параллельно,
  • в-третьих, выстроить цепочки навыков: использовать схожесть некоторых навыков для того, чтобы освоенный уровень одного навыка был стартовой площадкой для начала освоения следующего. То есть, чтобы как можно меньшее количество навыков приходилось осваивать с нуля.

Другими словами, образовательная технология должна позволить «убить» не двух, не трёх зайцев, а такое их количество, что нас впору будет наказывать за браконьерство. Если использовать всё тот же график, то задача образовательной технологии состоит в организации такой взаимосвязи кривых освоения навыков:

задача образовательной технологии Инфлексио

Вряд ли стоит кого-то убеждать, что это адски сложная работа. Нужная последовательность шагов выстраивается тренинговой компанией в течение многих лет и требует знания как самого предмета, так и дидактики. Чтобы жизнь методологов-разработчиков не казалась мёдом, надо учитывать ещё и разнящийся опыт соискателей. Ведь опыт показывает, что «пред-ДипИФРовские» навыки у всех развиты по-разному.

Сказав всё это, я готов предложить вам наш опыт решения этой задачи. Кроме общего описания методики я дам и набор конкретных рекомендаций, которые можно применять, даже если вы готовитесь к экзамену ДипИФР самостоятельно и не под руководством нашей компании. Тем же, кто готовится по нашим материалам или на наших курсах ознакомиться с этой технологией просто необходимо – вам многие вещи станут более понятны.

Спираль экзаменационного успеха

Спираль экзаменационного успеха – это технология, благодаря которой вы последовательно движетесь от имитации (то есть простого повторения правильного модельного ответа) до самостоятельного решения. То есть это постепенное возрастание самостоятельности и в рассуждениях, и в подборе инструментов для решения всех заданий, входящих в программу экзамена ДипИФР. Наша «спиральная» технология как раз смогла решить те самые озвученные задачи: уменьшить количество навыков, сгруппировать их и выстроить из них правильные цепочки.

Однако роль этой технологии шире, чем просто «натаскивание» на решение экзаменационных задач. Она позволяет максимально полно освоить и МСФОшную сторону подготовки к экзамену, используя задачи-кейсы как удобный материал для практики.

ЧИТАТЬ ЕЩЁ
Выручка и торговый кредит: взгляд с позиции МСФО/IFRS 15

Всю технологию можно разместить на одном рисунке:

спираль экзаменационного успеха Инфлексио

Как видно из рисунка, наша спираль вьюном вьётся вокруг трёх стержней:

  • отработка первого вопроса экзамена,
  • отработка объяснений,
  • отработка клише, то есть шаблонов.

Теперь обратите внимание на пронумерованные витки спирали. Их тоже три. У каждого из них своя задача. Чтобы эти «витки» не звучали абстракцией, думайте о них как о первом, втором и третьем месяцах подготовки.

Давайте пойдём от общего к частному: сначала разберём эту спираль успеха по косточкам, а потом посмотрим, что вам нужно сделать, чтобы ваша (а не идеально-модельная) спираль была максимально крутой и стремящейся вверх.

 «Золотой» стержень – отработка первого вопроса экзамена

Первый вопрос экзамена ДипИФР, который оценен экзаменатором в 40 баллов, – это квинтэссенция МСФО. Вы, скорее всего, уже знаете, что формат этого вопроса можно охарактеризовать как «консолидация плюс корректировки», то есть консолидация материнской и дочерней компании плюс исправление некоторых ошибок в отчётности материнской компании. Известно, что первый вопрос – источник очень многих баллов, гарантированный вопрос на экзамене, и по этим причинам его отработка занимает особое место в программе любой тренинговой компании.

Однако дидактическая роль этого вопроса гораздо шире, чем его баллоносная роль. Когда я сказал, что это квинтэссенция МСФО, я не преувеличивал. Это единственная задача на экзамене ДипИФР, отработка которой тренирует целостный взгляд на отчётность и взаимосвязь различных кусков отчётности между собой. Здесь могут попасться проблемы, затрагивающие почти любые стандарты МСФО и требующие корректировок сразу в нескольких отчётах. По нашим наблюдениям именно целостный взгляд на отчётность как систему нескольких отчётов – это самый дефицитный навык у новичков, только что принявшихся за подготовку к ДипИФР.

Так вот, важнейший навык целостного видения надо отрабатывать с первого дня подготовки. Разумеется, взяться сразу за 40-балльные задачи нельзя: соискатели ещё не знают ничего о консолидации. Тут я очень к месту напомню, что первый вопрос – это консолидация плюс корректировки. Почему бы не начать подготовку к первому вопросу с корректировок?

И мы разработали с десяток задач, вкрапление которых в план подготовки позволяет делать сразу несколько вещей: и формы отчётности осваивать, и закреплять навыки по изученным стандартам, и – самое важное – отрабатывать технику корректировки отчётности материнской компании. Которая потом, когда мы изучим консолидацию, позволит сделать совершенно естественным переход к 40-балльному первому вопросу.

Мы назвали эти задачи «басенным циклом», так как в нашем задачнике они носят названия героев из басен И.А. Крылова. Решение задач из «басенного цикла» способствует отработке скорости и техники корректировок ещё до того, как на горизонте появилась консолидация. Этот инструмент подготовки к первому вопросу исчерпывает себя в конце 1-го витка нашей спирали, то есть первого месяца подготовки. Две такие задачи я привожу в качестве иллюстративного материала к этой статье — в самом низу.

На смену басенному циклу на 2-м витке приходит освоение консолидационной логики, консолидационной механики и соответствующей экзаменационной техники. Наша технология консолидации носит название «троянский конь»: именно на этом коне мы въезжаем в крепость под названием ДипИФР и завоёвываем её малой кровью.

Что происходит дальше? Когда мы выходим на 3-й виток спирали, мы объединяем технику консолидации с уже освоенной техникой корректировок отчётности материнской компании для решения 40-балльных задач – реальных прошлых экзаменационных и наших собственных. Но всё гораздо интереснее, потому что при решении первого вопроса мы, кроме отработки экзаменационной техники, по сути повторяем все ранее изученные стандарты.

Итак, первый вопрос – это гениальный инструмент для отработки МСФО. Три-в-одном: корректировки (виток 1), консолидация (виток 2) и повторение всего ДипИФР (виток 3). Согласитесь, этот стержень не зря получил свой «золотой» статус?

«Серебряный» стержень – отработка объяснений

Всем хорош первый вопрос, всё на свете позволяет отработать, кроме одного. Предполагается, что его делают немые люди, которые ничего никому не объясняют. Между тем объяснения составляют около 40% экзамена. Это просто куча баллов, которую нельзя оставлять на волю случая. Объяснения нужно отрабатывать отдельно.

В своё время я довольно подробно описывал две техники, которые стоит использовать для того, чтобы правильно зарабатывать баллы за объяснения, то есть писать коротко и по делу. Вот эти две техники:

  1. стратегия чередования (применима к вопросам, где есть и расчёты, и пояснения) и
  2. ВОДКА (применима к вопросам, основу которых составляют именно объяснения).

Строго говоря, эти две техники имеют много общих пересекающихся пунктов, но проще закрепить за ними зоны ответственности именно таким образом, как описано выше.

При правильном применении эти техники становятся великолепным спасательным кругом, которые позволяют на объяснениях собирать очевидные баллы, тем самым компенсируя потенциальный недобор баллов в расчётах.

Познакомиться с каждой из двух техник надо на уровне 1-го витка спирали. Обратите внимание, сколько важных навыков возлагается на 1-й виток, то есть на первый месяц занятий. Поэтому откладывание занятий на потом – это очень, очень опасная стратегия. Из-за откладывания поход за дипломом становится игрой в рулетку, а не спланированным и заслуженным триумфом.

«Бронзовый» стержень – отработка клише

Говорю вам как человек, прошедший через все экзамены АССА: на экзамене на вас может напасть страшный зверь, парализующий волю и делающий простое сложным. Зовут этого зверя – паника. Чтобы противостоять панике, наша задача – на протяжении всей подготовки – наработать большое количество клише-шаблонов, которые можно будет использовать «на автомате» в нужный момент. Больше шаблонов – меньше сомнений в духе «с чего начать», то есть меньше потерянного времени. Больше шаблонов – больше структуры в вашем ответе, то есть маркеру легче найти правильные баллы в ожидаемых местах. Другими словами, больше шаблонов – больше баллов за меньшее время. Как сладко это звучит!

Но кое-кто морщится, потому что слышит в словах «клише» и «шаблон» негативный оттенок и видит в них синонимы бездумности, неоригинальности и грубого ремесленничества. Напрасно, потому что в клише – стандартной заученной последовательности действий – нет ничего зазорного. Истинного мастера от ремесленника отличает большее количество заготовок-шаблонов и умение их сочетать. Кстати, четвёртый этап освоения навыка – неосознанная компетентность – это и есть умелое применение шаблонов, ставшее второй натурой.

В идеальном случае после изучения каждого стандарта в памяти должен остаться хотя бы один шаблон, алгоритм, чёткая схема. Поэтому освоение клише и шаблонов будет продолжаться на протяжении всех трёх витков нашей спирали.

Как же сделать спираль восходящей?

Ну, наконец-то составные части технологии мы разобрали. А теперь с небес на землю: как сделать, чтобы практика ваша была именно восходящей спиралью, а не просто кружением по лабиринту без надежды на выход? Иными словами, какие конкретно шаги должен делать соискатель, чтобы технология заработала? Не переживайте, всё заработает. При выполнении трёх связанных вещей:

  1. решение задач по плану,
  2. решение задач на время, и
  3. решение задач с выписыванием уроков.
ЧИТАТЬ ЕЩЁ
Как не «закипеть», готовясь к экзаменам?

Решение задач по плану

Каждый, кто хоть немного знаком с ДипИФР, слышал, что есть только один способ сдать экзамен – это решить много задач экзаменационного уровня. Только практика двигает вас вперёд. Но практика практике рознь. Можно отдать ненасытному чудищу по имени ДипИФР очень много времени, но экзамен не сдать. Как так?

Практическое воплощение красивой спирали – это правильная последовательность задач. Чтобы спираль была именно спиралью, а не американскими горками и не чехардой, надо знать, в каком порядке изучать стандарты и решать задания. То есть важнейший результат сложной работы тренинговой компании по выстраиванию грамотной образовательной технологии – это подготовка плана изучения стандартов и решения задач, который опирается на наши «золотой»-«серебряный»-«бронзовый» стержни. Наш план изучения стандартов можно посмотреть здесь и далее в плане обучения ДипИФР.

Если не вдаваться в детали, то в чём главная особенность правильного плана подготовки? В сменяющих друг друга циклах изучения и повторения. Именно поэтому наша технология получила название «спирали» успеха. Прошли по плану цикл из нескольких стандартов – возвращаемся к их отработке в рамках первого вопроса. Прошли следующий цикл стандартов – опять возвращаемся к комплексной отработке этого цикла. Изучили консолидацию – возвращаемся к уже ранее освоенным стандартам, чтобы посмотреть, как они себя ведут в контексте консолидации. То есть мы периодически возвращаемся к прошлому материалу, обогащённые новыми знаниями. В итоге в технологии нет отдельного блока изучения и отдельного блока повторения. Живой взаимосвязанный процесс освоения системы новых навыков просто неправильно разбивать на такие жёсткие стадии. Изучение и повторение переплетаются таким образом:

изучение и повторение

Хочу сразу предупредить, что отклонение от плана грозит познакомить вас с МСФОшными усложнениями гораздо раньше, чем вы сможете их адекватно и стойко воспринять. Это чревато как потерей времени, так и падающей уверенностью в себе. Уверенность в себе, по правде говоря, и так пострадает на протяжении всего периода подготовки. Так что нечего давать ей дополнительные поводы для печали. В общем, ни шагу в сторону от того плана, который вам предлагает ваш тренинговый центр!

Решение задач на время

Про важность управления временем на экзамене мы говорили уже столько раз, что, казалось бы, эта тема себя исчерпала. Так ведь нет же! Сейчас моя задача показать, какова должна быть ваша работа со временем в разные периоды вашей подготовки. Иными словами – будет ли эта стратегия отлична на каждом витке нашей спирали?

Будет. Пока вы решаете задачи на 1-м витке спирали, важно просто засекать время. То есть его желательно не сильно упускать из виду, но скорость – это не то, на что сейчас надо обращать существенное внимание. Гораздо больший приоритет имеет всесторонний анализ задачи, о чём мы поговорим ниже.

С переходом на 2-й виток (это около финансовых инструментов) вы уже должны более-менее научиться читать задание и анализировать задачу. Значит, пришла пора и со временем работать по-другому. Теперь вам понадобятся ручки трёх цветов.

Начиная решать задачу, засекайте время. Как только положенное время заканчивается, берите ручку другого цвета и продолжайте решать, не переживая по поводу того, что вы не уложились. Просто потом, при анализе задачи и попытке себя оценить, обращайте внимание, что вы успели написать в положенное время (первый цвет), а что уже было сверх отведённого (второй цвет).

А где же задействовать третий цвет? А вот где. Чаще всего при сверке вашего ответа с модельным будет обнаруживаться, что вы осветили не все пункты, которые в модельном ответе отметил экзаменатор. Изучив ответ, закройте его и – ручкой третьего цвета – восстановите в тетради по памяти недостающие пункты ответа, будь то комментарии или расчёты. Да, это не ваш был ответ. Сейчас это просто имитация ответа. Но такая активная имитация – очень действенный инструмент, способствующий освоению этой непростой ДипИФРовской материи.

С переходом на третий виток спирали практика работы со временем становится немного более сложной. Каждую первую задачу по новой теме решайте так же, как решали во время изучения тем из 2-го витка. А каждую последующую задачу по этой же теме решайте строго на время (ручкой первого цвета). После анализа ответа выписывайте по памяти те пункты, которые вы не успели (или даже не собирались) написать в отведённое время. Это надо делать ручкой второго цвета.

Решение задач с выписыванием уроков

Есть ещё одна совершенно необходимая техника, которая обеспечивает последовательное движение вперёд. Тщательный анализ модельного ответа экзаменатора надо делать не просто для того, чтобы понять, что вы успели, а что не успели написать за отведённое экзаменатором время. Каждая задача должна быть для вас уроком. Может быть, в форме набитой шишки, но уроком. И такие уроки надо выписывать.

Не поленитесь завести традицию после решения каждой задачи выписывать уроки из этой задачи под двумя заголовками: чему эта задача учит с точки зрения МСФО и чему эта задача учит с точки зрения экзаменационной техники. Приблизительно так, как это сделано на вкладке «ЧаВо и уроки» для наших тренировочных задач «Слон» и «Очки«, тексты которых я привожу внизу статьи.

Вы же не просто должны кипеть в адском котле домашней работы – вам надо структурировать подготовку. Каждая задача, пусть даже поначалу решённая неправильно – это путь вперёд. Осмысление ошибок – это лучшее противоядие от того, чтобы совершать их снова и снова.

Завершая эту непривычно длинную для сайта статью, я хочу вот что сказать. Любая технология – это инструмент. Да, от инструмента зависит очень многое. Если у вас есть хороший фотоаппарат, даже первые ваши снимки в автоматическом режиме будут довольно высокого качества. Но настоящего успеха вы можете добиться только используя инструмент снова и снова. Поэтому лучшее, что вы можете сделать, прочитав эту статью – это заниматься. Ну, можете перед этим распечатать обещанные задачи.


1 Чтобы соблюсти все должные формальности, принятые в научном мире, скажу, что эта теория впервые была предложена в работах американского методолога Ноеля Бёрча.


Обещанные задачи

Скачать — задача «Слон»

Скачать — задача «Очки»

13.04.2017

6 - комментарии к теме "Заставьте работать спираль экзаменационного успеха"

  1. Спасибо большое, очень дельные советы, как жаль, что Ваша статья нашла меня за 3 недели до экзамена.

  2. Да 😉 Этот рисунок про меня )

  3. Кирилл, какой Ваш прогноз на этот экзамен? Если Вы уже об этом писали, дайте пожалуйста ссылочку. Я новичок на вашем сайте, но это чувства с первого взгляда 😉

    • Анна, тут такой момент: я года два назад зарёкся давать какие-то прогнозы. Я даже в наших ЧаВо этот момент описал довольно недвусмысленно: http://inflexio.ru/chavo/delaete-li-vy-prognozy-na-blizhajshij-ekzamen/

      Но раз уж Вы спросили, скажу так: я бы повторил выбытие дочерней компании и, возможно, вопрос по учёту аренды у арендодателя. Вроде как в декабре 2016 года был. Возможно, и обесценение финансовых активов в плане расчёта резерва на кредитные убытки.

      Но в целом есть с экзаменом большая проблема: ДипИФР становится вариативнее. Это не обязательно означает —
      сложнее, он просто содержит теперь большее число поворотов. Экзамен становится интереснее. Экзаменатор явно мудреет и взрослеет. Но это по душе только преподавателям, наверное 🙂

      А поле для творчества у него просто безграничное. Можно и ОИК подать большой (отдельно от ОФП и от ОПУ), можно в качестве первого вопроса подать ОФП и ОПУ — чтобы проверить, как одна и та же корректировка сразу в двух отчётах отображается. Нет, я не прогнозирую это, просто говорю, что можно протестировать ещё миллион комбинаций, и они понемногу, один за одним, пробираются в экзаменационный зал.

      Так что простите, что я самоликвидируюсь из «предсказательного» пространства 🙂 Мы для наших слушателей это решили иначе: просто много-много разных вариаций, которых ещё не было на экзамене, мы добавили в наши задачи тут и там. И — рано или поздно — многое из нашего списка ухищрений всё же выпадает и на реальном экзамене. Таким образом мы и прогнозы не делаем, и — одновременно — людям больше пользы приносим.

  4. Кирилл, спасибо Вам большое! Похоже на спорт 😉

Оставить сообщение

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *